Задержка речевого развития

Задержка речевого развития
Размер шрифта:
  • A -
  • A +
  • Reset
Время чтения: 7 минут
Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.

Задержка речевого развития – это отклонение от норм становления речевой деятельности у детей. При нормальном положении вещей всплеск развития речи наблюдается у малышей начиная с двух лет, но на фоне различных нарушений такой процесс не происходит даже при достижении ребёнком трёх лет.

Предрасполагающими факторами появления такого симптома может стать широкий спектр причин, которые принято разделять на несколько этиологических групп – физиологические и социальные.

Подобное проявление имеет ряд специфической симптоматики, не заметить которую просто невозможно. Помимо этого, у таких детей нередко наблюдается отставание в развитии психических процессов.

Для установления правильного диагноза потребуется широкий спектр инструментальных обследований. Также не последнее место занимает разговор с родителями и ребёнком. Лечение осуществляется консервативными методиками, которые совмещают в себе работу с маленьким пациентом и его родителями специалистов из узких областей медицины.

Этиология

Задержка речевого развития у детей является не слишком распространённым симптомом и встречается примерно у 10% малышей, не достигших трёх лет. Примечательным является то, что подобный симптом наблюдается в несколько раз чаще у мальчиков, нежели у девочек.

Все причины формирования подобного расстройства клиницисты делят на несколько групп. К физиологическим этиологическим факторам относят те, что напрямую связаны со здоровьем детей. В таких случаях терапия недуга всегда проходит сложнее и нуждается в помощи различных специалистов. Социальными считаются те факторы, которые зависят от окружения ребёнка или от особенностей его воспитания.

Среди физиологических причин ЗРР стоит выделить:

  • нарушение остроты слуха или его полное отсутствие;
  • наличие проблем со зрением;
  • неполноценное развитие органов артикуляции. К ним можно отнести язык, губы и мягкое небо;
  • патологии головного мозга;
  • перенесённые травмы или серьёзные недуги в период новорожденности;
  • патологии, обусловленные инфекциями или травмами во время внутриутробного развития, гипоксия или асфиксия плода при родовой деятельности;
  • осложнённое протекание беременности – недоношенность или переношенность плода. Сюда также стоит отнести распитие алкоголя или курение в период вынашивания ребёнка;
  • некоторые заболевания врождённого характера с элементами аутизма – синдром Дауна или ДЦП;
  • синдром минимальной мозговой дисфункции, который может развиваться на фоне перинатальной энцефалопатии;
  • наследственная предрасположенность – наличие такого расстройства у одного из родителей повышает риск появления симптома у наследников;
  • высокое внутричерепное давление у ребёнка;
  • поствакцинальные осложнения – это стойкие и тяжёлые нарушения здоровья, которые развиваются из-за некорректного проведения профилактической вакцинации.

Вторая группа предрасполагающих факторов для задержки развития речи включает в себя:

  • недостаточное внимание, которое уделяется ребёнку, отчего ему не с кем разговаривать;
  • невнятную речь, произносимую самими родителями или постоянным окружением малыша;
  • частое влияние стрессовых ситуаций или эмоциональных перенапряжений;
  • чрезмерную опеку родителей, направленной на лишение мотивации говорить;
  • наличие посторонних звуков;
  • общение в семье одновременно на нескольких языках;
  • проживание в среде с избыточным потоком информации, с которым дети не могут справиться и который не соответствует возрастной категории;
  • развитие «синдрома госпитализма».

Стоит отметить, что в каждом третьем случае появления подобного симптома причины его формирования остаются неизвестными.

Причины возникновения задержки речевого развития
Причины возникновения задержки речевого развития

Классификация

Клиницистами принято выделять несколько разновидностей такого нарушения:

  • логопедическая задержка речи – характеризуется нарушением произношения некоторых букв или слов, невозможностью самостоятельно построить полноценное предложение;
  • темповая задержка речевого развития – относится ко всем компонентам речи, начиная от звуков и словарного запаса и заканчивая связной речью.

В независимости от разновидности такой симптом оставляет негативный отпечаток на развитии психических процессов, отчего ЗРР и ЗПР нередко протекают у детей параллельно, а в медицине такой процесс получил название – задержка психоречевого развития.

Также выделяют несколько критических периодов, при которых патологическое влияние того или иного этиологического фактора особенно опасно:

  • первый – от одного года до 2 лет. В этот промежуток времени может развиваться не только задержка развития речи, но и алалия, выражающаяся в полном отсутствии речевой активности;
  • второй – три года на фоне основного симптома может формироваться заикание и мутизм;
  • третий – от шести до семи лет. Опасность заключается в том, что помимо нарушения речи может возникать заикание и органические поражения головного мозга, в частности, детская афазия, при которой наступает потеря ранее присутствовавшей речи.

Симптоматика

Основными клиническими проявлениями задержки речевого развития у детей до 3 лет можно считать:

  • ненормальное протекание доречевого периода, который составляет от шести месяцев жизни до одного года;
  • отсутствие реакции на звук и речь у малыша одного года;
  • вялые попытки повторения слов родных детьми возрастом 1.5 лет;
  • невозможность на слух выполнить простое задание – касается детей от 1.5 до 2 лет;
  • ребёнок не выговаривает слова в два года;
  • неспособность соединить несколько слов в простые предложения – в возрастной категории от 2.5 до трёх лет;
  • полное отсутствие собственной речи в трёхлетнем возрасте. Ребёнок произносит заученные фразы, например, из телевизора или книжек, не понимая их смысла;
  • использование вместо речи мимики и жестов;
  • произношение всех слов невнятно или нечётко;
  • отсутствие взаимодействия со сверстниками;
  • ребёнок не распознает простые предметы;
  • непонимание вопросов и неспособность отвечать на них;
  • неумение называть членов семьи.

При возникновении одного или нескольких из вышеуказанных симптомов необходимо проконсультироваться у педиатра.

Диагностика

Диагностирование и выявление этиологии задержки речевого и психического развития требует комплексного подхода и предполагает осуществление следующих мероприятий:

  • изучения истории болезни и анамнеза жизни не только пациента, но и его близких родственников – для поиска основного этиологического фактора;
  • тщательного физикального осмотра, направленного на оценивание остроты слуха и зрения, проведение тестов психомоторного развития и определение моторики мышц лица;
  • детального опроса родителей на предмет первого времени появления симптоматики и влияния окружающих факторов внутри семьи.
Проведение МРТ
Проведение МРТ

Это основные методики диагностики, которые могут дополняться такими инструментальными обследованиями, как:

  • ЭКГ;
  • ЭхоЭГ;
  • МРТ;
  • дуплексное сканирование артерий головы.

Лабораторные исследования крови и урины не имеют диагностической ценности. Помимо педиатра, в диагностике принимают участие следующие специалисты:

Дифференциальная диагностика ЗРР предполагает отличие подобного расстройства от:

Лечение

Устранение основного симптома и сопутствующей ему симптоматики будет отличаться в зависимости влияния того или иного этиологического фактора.

Мифы о задержке речевого развития у детей
Мифы о задержке речевого развития у детей

Прежде всего, необходимо создать благоприятную речевую среду и демонстрировать только правильную речь, направленную на стимулирование речевой деятельности ребёнка. Однако логопедических занятий будет недостаточно, в дополнение лечение задержки речевого развития у детей должно включать в себя:

  • приём лекарственных препаратов – при этом стоит полностью исключить самолечение и принимать медикаменты, назначенные только лечащим врачом;
  • осуществление физиотерапевтических процедур, а именно магнитотерапии, электрорефлексотерапии и транскраниальной микрополяризации;
  • педагогическую коррекцию – терапия при помощи лекарственных веществ будет безрезультативной без вспомогательного педагогического влияния, которое осуществляет дефектолог;
  • прохождение курса логопедического массажа для детей с воздействием на необходимые точки языка, мочек ушей, губ и щёк;
  • специальные упражнения, помогающие справиться с задержкой речевого развития. За их выполнением должен следить как дефектолог, так и родители. Индивидуально разработанный спектр упражнений поможет в развитии лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата и мелкой моторики.

Особое внимание стоит уделить продуктивной деятельности, дидактическим играм, развитию внимания как слухового, так и зрительного, обогащению активного и пассивного словаря, а также связной речи.

Осложнения

Игнорирование симптоматики и несвоевременное обращение за помощью к клиницистам может привести к формированию таких осложнений:

  • отставание от детей аналогичного возраста в интеллектуальном и психическом развитии, а также усугубление этой проблемы с годами;
  • трудности во время прохождения обучения в школе или при посещении детского сада;
  • эмоциональный дискомфорт ребёнка, который понимает, что чем-то отличается от других. Такие дети нередко «закрываются» в себе.

Профилактика

Во избежание развития проблем с речевым и психическим развитием необходимо:

  • как можно раньше начинать развивающие занятия с ребёнком;
  • следить за протеканием беременности – в это время необходимо отказаться от вредных привычек;
  • обеспечить адекватные внутрисемейные условия и речевой среды, которые окружают ребёнка;
  • несколько раз в год проходить обследования для оценивания остроты слуха и зрения;
  • на ранних этапах развития устранять любые этиологические факторы;
  • в возрасте двух лет посетить логопеда в профилактических целях.

Своевременно начатое комплексное лечение позволяет полностью избавиться от такого симптома, как задержка речевого развития и не допустить развития осложнений.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?
Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания
Да
Нет
Читать нас на Яндекс.Дзен
Связанные с симптомом «Задержка речевого развития» заболевания:
Высокофункциональный аутизм

Высокофункциональный аутизм (син. синдром Аспергера) — общее нарушение развития. Такой диагноз ставят людям с аутизмом, чей коэффициент интеллекта выше 70. Характерные черты такой формы заболевания заключаются в неуклюжести действий, трудностях в социальных навыках, задержке в речевом развитии.

...
Галактоземия

Галактоземия – болезнь наследственного типа, которая прогрессирует вследствие недостаточной активности ферментов, принимающих непосредственное участие в метаболизме галактозы. Из-за того, что человеческий организм не может полноценно выводить галактозу, постепенно прогрессируют различные тяжёлые нарушения в нервной системе, зрительном аппарате, а также в пищеварительной системе. Обычно все это наблюдается уже в детском возрасте, так как галактоземия у детей может проявиться сразу же после рождения.

...
Госпитализм

Госпитализм — комплекс нарушений в психическом и физическом развитии ребенка, возникающий по причине психологической травмы отделения от матери, дефицит эмоционально-социального контакта. Характерная симптоматика: вялость, апатичное состояние, слабый плач, отсутствие гуления и реакции на голос. Чадо может отставать в развитии речи и освоении двигательных навыков.

...
Дебильность

Дебильность – является самой лёгкой степенью умственного расстройства. Может быть врождённой или стать приобретённой в течение нескольких первых лет жизни. С возрастом ребёнка данная форма отсталости в умственной деятельности не развивается, а при правильном лечении немного корректируется. Дети с таким нарушением не способны к абстрактному мышлению, построению длинных фраз и логическому соединению нескольких процессов.

...
Заячья губа

Заячья губа у новорождённых – врождённая патология, которая представляет собой расщелину губы. Она образуется из-за несращивания тканей верхней челюсти и носовой полости. Данную болезнь относят к редким, так как с ней рождаются только около 0,04% детей. Патология доставляет не только эстетический, но и физический дискомфорт. Детям из-за дефекта сложно принимать пищу, разговаривать, полноценно улыбаться. Но всё-таки в первую очередь данная патология является косметическим дефектом, но его можно устранить посредством операции.

...
Заячья губа

Заячья губа у новорождённых – врождённая патология, которая представляет собой расщелину губы. Она образуется из-за несращивания тканей верхней челюсти и носовой полости. Данную болезнь относят к редким, так как с ней рождаются только около 0,04% детей. Патология доставляет не только эстетический, но и физический дискомфорт. Детям из-за дефекта сложно принимать пищу, разговаривать, полноценно улыбаться. Но всё-таки в первую очередь данная патология является косметическим дефектом, но его можно устранить посредством операции.

...
Лиссэнцефалия

Лиссэнцефалия (син. гладкий головной мозг) – это аномалия развития, характеризующаяся полным или частичным сглаживанием извилин или борозд больших полушарий головного мозга. Патология считается довольно редкой, поскольку встречается у 11 детей на 1 миллион новорожденных.

...
Миопатия Дюшенна

Миопатия Дюшенна — врожденная патология, которая провоцирует постоянно развивающуюся слабость в мышцах. Болезнь начинает развиваться в детстве. Иногда родители даже не подозревают что ребенок болен: не замечают, что малышу трудно бегать, взбираться по лестнице и даже стоять. Больные с таким диагнозом должны часто проходить обследование. Этот вид миопатии поражает в основном мальчиков, у девочек встречается очень редко (но они носители).

...
Ринолалия

Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.

...
Синдром Мартина-Белл

Синдром Мартина-Белл – распространённая генетическая аномалия, которая чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек. Данные медицинской статистики достаточно неутешительны – частота рождения малышей с таким недугом составляет 1 на 6000 девочек, и 1 на 4000 мальчиков. Стоит отметить, что у представителей сильного пола заболевание протекает более тяжело, но все же бывают и некоторые исключения. Причиной проявления у девочек более стёртой симптоматики является компенсирующий эффект, которые оказывает вторая Х-хромосома в кариотипе.

...
Синдром Прадера - Вилли

Синдром Прадера-Вилли — достаточно редкое патологическое состояние, которое передается наследственным путем. Характеризуется тем, что семь генов на пятнадцатой отцовской хромосоме не функционируют (либо функционируют не полностью).

...
Синдром Ретта

Синдром Ретта - это дегенеративная прогрессирующая болезнь, нарушающая функционирование нервной системы, отчего развитие человека останавливается в раннем возрасте. Вопрос о механизме и причинах формирования такого заболевания в настоящее время остаётся открытым. Основополагающим источником патологии выступает мутация большого количества генов и их негативное воздействие на развитие такого органа, как головной мозг.

...
Спастическая диплегия

Спастическая диплегия (синдром Литтля) – это одна из самых распространенных форм ДЦП, при которой отмечается полное нарушение мышечного функционирования нижних и верхних конечностей. В данном случае идет речь о поражении не одностороннего характера, а двухстороннего.

...
Тугоухость

Тугоухость – патологическое состояние, характеризующееся резким или постепенным снижением слуха. Ухудшение способности воспринимать звуки может быть как кратковременным явлением, так и следствием серьёзных заболеваний. Тугоухость может начать прогрессировать из-за употребления некоторых синтетических лекарственных средств, на фоне недугов инфекционной природы и прочее.

...
Джозеф Аддисон

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.