Высокофункциональный аутизм

Высокофункциональный аутизм
Размер шрифта:
  • A -
  • A +
  • Reset
Время чтения: 5 минут

Высокофункциональный аутизм (син. синдром Аспергера) — общее нарушение развития. Такой диагноз ставят людям с аутизмом, чей коэффициент интеллекта выше 70. Характерные черты такой формы заболевания заключаются в неуклюжести действий, трудностях в социальных навыках, задержке в речевом развитии.

Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.

Точные причины возникновения проблемы в настоящее время достоверно неизвестны, однако считается, что пусковым механизмом выступают структурные аномалии в некоторых областях головного мозга.

Клиническая картина специфичная и выражается в нестандартном мышлении, чрезмерном внимании к деталям, трудностях в обобщении информации и чрезмерном восприятии чужих эмоций.

Диагноз устанавливается только на основе данных изучения клинической картины, психиатрических и неврологических экспертиз. Однако благодаря характерной симптоматике с диагностированием не возникает проблем.

Лечение сводится к устранению симптомов, развитию навыков социального взаимодействия, постоянной психологической и педагогической поддержке пациентов.

Этиология

Высокофункциональный аутизм — нарушение, при котором у людей сохраняется способность к социализации. Специалисты из области психиатрии ставят такое расстройство на одну планку с другими нарушениями аутистического спектра, среди которых:

  • ранний детский аутизм или синдром Каннера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • синдром Ретта;
  • атипичный аутизм или неспецифическое первазивное нарушение развития.

Согласно данным исследований, клинические признаки, которые удовлетворяют всем критериям заболевания, встречаются менее чем у 1 % из всего количества школьников. Стоит отметить, что примерно у каждого третьего ребенка отклонение остается недиагностированным. Известно, что патология примерно в три раза чаще встречается среди представителей мужского пола.

На сегодняшний день не выяснены точные причины развития синдрома. К группе предрасполагающих факторов относятся:

  • аутоиммунная реакция материнского организма, что влечет повреждение некоторых участков головного мозга плода;
  • негативное влияние профилактических прививок, в частности от кори и паротита;
  • появление ребенка на свет раньше положенного срока;
  • гормональный дисбаланс — повышенное или пониженное содержание кортизола, высокий уровень тестостерона;
  • гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания;
  • отягощенная наследственность;
  • влияние токсических веществ на организм будущей матери, особенно в 1 триместре;
  • протекание внутриутробных или постнатальных вирусных инфекций — краснуха, герпес, токсоплазмоз и цитомегалия.

Однако ни одно из вышеуказанных предположений не имеет 100 % подтверждения.

Достоверно известно, что болезнь не проявляется как следствие:

  • неадекватного воспитания ребенка;
  • эмоциональных травм, полученных в раннем возрасте;
  • жизненного опыта детей.

Симптоматика

Основными клиническими проявлениями принято считать такие симптомы:

  • проблемы с невербальной коммуникацией;
  • однотипное поведение и монотонные действия;
  • заторможенная моторика;
  • стереотипизированная речь;
  • узконаправленные, но глубокие интересы.

У пациентов с подобным диагнозом нередко развиваются социальные трудности, но уровень интеллекта средний или выше среднего.

Симптомы синдрома Аспергера
Симптомы синдрома Аспергера

Чаще проявления отклонения становятся заметными, начиная со 2–3 года жизни ребенка. Признаки:

  • повышенное спокойствие или, наоборот, чрезмерная раздражительность, подвижность;
  • проблемы с засыпанием;
  • частые ночные пробуждения;
  • чувствительность сна;
  • избирательность в питании;
  • задержка речевой активности — часто такие дети начинают разговаривать не раньше 4 лет;
  • плохая адаптация к новым условиям, например, посещение детского сада;
  • отказ от контакта со сверстниками;
  • частая подверженность инфекционным и воспалительным болезням;
  • неспособность выражать собственное эмоциональное состояние;
  • предпочтение общества взрослых или лиц младшего возраста;
  • непрогнозируемость поведения;
  • бестактность.

У подростков отмечают развитие депрессивного состояния, мысли о суициде, наркотическую или алкогольную зависимость.

Среди особенностей интеллекта и вербального общения у детей с подобным расстройством стоит выделить такие состояния:

  • недостаточное развитие абстрактного мышления;
  • невозможность самостоятельно решать даже самые легкие задачи;
  • проблемы с применением своих знаний на практике;
  • постоянное пребывание в мире своих мыслей и фантазий;
  • опережение речевого развития;
  • медленная или, наоборот, ускоренная речь;
  • присутствие речевых шаблонов;
  • неспособность первому начать разговор или поддержать беседу;
  • повышенная способность к изложению мыслей в письменном виде;
  • семантическая дислексия.

Сенсорные и моторные особенности:

  • повышенная восприимчивость к внешним раздражителям;
  • стереотипность поведения;
  • чрезмерная педантичность;
  • строго определенные гастрономические пристрастия;
  • присутствие необычных навязчивых страхов, например, боязнь дождя;
  • нарушение моторных навыков и координации движений;
  • неуклюжесть действий;
  • нарушение осанки или походки.

При протекании подобного синдрома отмечается:

  • невозможность понять действия, слова и поведение окружающих людей;
  • необычная манера речи;
  • непонимание невербальных знаков;
  • чрезмерная увлеченность какой-либо темой.

Стоит отметить, что степень выраженности и присутствие тех или иных симптомов будет сугубо индивидуальным.

Сильные стороны людей, страдающих от синдрома Аспергера:

  • внимание к деталям;
  • логические рассуждения;
  • одаренность в одной области;
  • игнорирование мнения окружающих людей;
  • ярко развитое визуальное восприятие;
  • прямолинейность и честность;
  • верность и отсутствие осуждения.
Сильные стороны людей с синдромом Аспергера
Сильные стороны людей с синдромом Аспергера

Проблемными областями принято считать:

  • непонимание общей картины происходящего;
  • невосприятие чужих эмоций;
  • отсутствие мотивации к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
  • трудности с выделением важной информации в разговоре;
  • невозможность планирования долгосрочных задач.

Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными.

Диагностика

Выявить характерные черты заболевания могут родители, воспитатели в детском саду или учителя начальных классов, клиницисты из различных сфер медицины:

  • педиатр;
  • логопед;
  • детский невролог;
  • детский психолог.

Первичная диагностика:

  • изучение истории болезни не только ребенка, но и его близких родственников;
  • сбор и анализ жизненного анамнеза пациента;
  • ознакомление с данными касательно протекания беременности;
  • анкетирование родителей, близких, воспитателей или учителей;
  • наблюдение за ребенком;
  • специфические нейропсихологические тесты;
  • детальный опрос родителей — для выяснения наличия и степени выраженности клинических признаков.

Чтобы исключить органические повреждения головного мозга, могут понадобиться:

  • ЭЭГ;
  • КТ;
  • МРТ.
ЭЭГ
ЭЭГ

Лабораторные исследования не имеют диагностической ценности.

Окончательно подтверждается диагноз «высокофункциональный аутизм» детским или подростковым психиатром.

Лечение

Специфической терапии в настоящее время не существует. Лечение направлено на купирование некоторых клинических проявлений и нормализацию самочувствия.

Высокофункциональная форма аутизма предполагает прием таких медикаментов:

  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • антидепрессанты;
  • успокоительные вещества;
  • психостимуляторы;
  • иммуномодуляторы.

Лечение в обязательном порядке должно включать такие пункты:

  • работа логопеда с пациентом;
  • выполнение упражнений лечебной гимнастики;
  • физиотерапия;
  • тренинги социальных навыков;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия.

Успех лечения во многом зависит от адекватного психологического и педагогического сопровождения больного.

Профилактика и прогноз

Высокофункциональный аутизм развивается по неизвестным в настоящее время причинам, поэтому специфической профилактики болезни не существует.

Снизить вероятность формирования отклонения можно, соблюдая такие рекомендации:

  • консультирование у генетика — показано парам, решившим завести ребенка;
  • контроль над адекватным протеканием беременности;
  • постоянное наблюдение за гормональным фоном;
  • исключение травм головного мозга;
  • регулярное посещение педиатра;
  • ежегодное прохождение всестороннего обследования в медицинском учреждении.

Прогноз синдрома в целом благоприятный — раннее обращение за квалифицированной помощью и полноценная терапия дают возможность людям, которым был поставлен диагноз «высокофункциональный аутизм», учиться в общеобразовательной школе, жить самостоятельно, трудиться на обычной работе, достигнуть колоссального успеха в интересующей области и завести собственную семью.

Следует учитывать, что отсутствие терапии приведет к усугублению детских проблем, связанных с синдромом, во взрослой жизни.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?
Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания
Да
Нет
Читать нас на Яндекс.Дзен
Джозеф Аддисон

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

К какому врачу обратиться
С подозрением на заболевание или состояние «Высокофункциональный аутизм» следует обращаться к доктору со специализациями: Невролог, Педиатр, Психолог.
Заболевания со схожими симптомами:
Авитаминоз (совпадающих симптомов: 2 из 20)
Авитаминоз

Авитаминоз — это болезненное состояние человека, которое наступает в результате острой недостачи витаминов в организме человека. Различают весенний и зимний авитаминоз. Ограничений, что касается пола и возрастной группы, в этом случае нет.

...
Апноэ (совпадающих симптомов: 2 из 20)
Апноэ

Апноэ – патологический процесс, обусловленный тем или иным этиологическим фактором, который приводит к кратковременной остановке дыхания во время сна. Ночное апноэ у новорождённых детей встречается довольно часто – до 60% случаев. У недоношенных малышей этот показатель доходит до 90%. В этом случае возможно как нарушение процесса дыхания, так и его остановка, но не более чем на 10 секунд. В большинстве случаев синдром ночного апноэ проходит через 3-5 недель.

...
Артрит (совпадающих симптомов: 2 из 20)
Артрит

Воспалительные недомогания, которые сопровождаются проявлением постоянных болевых ощущений в суставах, называются артритом. По сути, артрит — это заболевание, которое способствует истончению хрящей суставов, изменению связок и суставной капсулы. Если заболевание не лечить, то происходит усугубление процесса, приводящее к деформации суставов.

...
Атипичный аутизм (совпадающих симптомов: 2 из 20)
Атипичный аутизм

Атипичный аутизм (син. расстройство аутического спектра, инфантильный аутизм) – это психоневрологическое заболевание, которое вызывает нарушение восприятия и понимания окружающей действительности. Болезнь может привести к необратимой умственной отсталости или ЗПРР. Развитие такого патологического процесса обусловлено нарушением структур головного мозга, что в большинстве случаев носит необратимый характер.

...
Безоар (совпадающих симптомов: 2 из 20)
Безоар

Безоар – патологический процесс, при котором в желудке образуются камень. Его размер может достигать в отдельных случаях до 20 см в диаметре. Образования могут быть единичными или множественными. Самым опасным является полное заполнение пространства желудка, в результате чего прекращается его функционирование.

...