Высокофункциональный аутизм
- A -
- A +
- Reset
- Бестактность
- Задержка речевого развития
- Заторможенная моторика
- Избирательность в питании
- Монотонные действия
- Невозможность правильно показывать эмоции
- Недостаточность абстрактного мышления
- Непрогнозируемость поведения
- Неуклюжесть
- Ночные пробуждения
- Однотипное поведение
- Плохая адаптация к новым условиям
- Повышенное спокойствие
- Раздражительность
- Склонность к инфекционным заболеваниям
- Склонность к стереотипному поведению
- Трудности с засыпанием
- Трудности с невербальной коммуникацией
- Узконаправленные интересы
- Чуткий сон
Высокофункциональный аутизм (син. синдром Аспергера) — общее нарушение развития. Такой диагноз ставят людям с аутизмом, чей коэффициент интеллекта выше 70. Характерные черты такой формы заболевания заключаются в неуклюжести действий, трудностях в социальных навыках, задержке в речевом развитии.
Точные причины возникновения проблемы в настоящее время достоверно неизвестны, однако считается, что пусковым механизмом выступают структурные аномалии в некоторых областях головного мозга.
Клиническая картина специфичная и выражается в нестандартном мышлении, чрезмерном внимании к деталям, трудностях в обобщении информации и чрезмерном восприятии чужих эмоций.
Диагноз устанавливается только на основе данных изучения клинической картины, психиатрических и неврологических экспертиз. Однако благодаря характерной симптоматике с диагностированием не возникает проблем.
Лечение сводится к устранению симптомов, развитию навыков социального взаимодействия, постоянной психологической и педагогической поддержке пациентов.
Этиология
Высокофункциональный аутизм — нарушение, при котором у людей сохраняется способность к социализации. Специалисты из области психиатрии ставят такое расстройство на одну планку с другими нарушениями аутистического спектра, среди которых:
- ранний детский аутизм или синдром Каннера;
- детское дезинтегративное расстройство;
- синдром Ретта;
- атипичный аутизм или неспецифическое первазивное нарушение развития.
Согласно данным исследований, клинические признаки, которые удовлетворяют всем критериям заболевания, встречаются менее чем у 1 % из всего количества школьников. Стоит отметить, что примерно у каждого третьего ребенка отклонение остается недиагностированным. Известно, что патология примерно в три раза чаще встречается среди представителей мужского пола.
На сегодняшний день не выяснены точные причины развития синдрома. К группе предрасполагающих факторов относятся:
- аутоиммунная реакция материнского организма, что влечет повреждение некоторых участков головного мозга плода;
- негативное влияние профилактических прививок, в частности от кори и паротита;
- появление ребенка на свет раньше положенного срока;
- гормональный дисбаланс — повышенное или пониженное содержание кортизола, высокий уровень тестостерона;
- гиперактивность;
- синдром дефицита внимания;
- отягощенная наследственность;
- влияние токсических веществ на организм будущей матери, особенно в 1 триместре;
- протекание внутриутробных или постнатальных вирусных инфекций — краснуха, герпес, токсоплазмоз и цитомегалия.
Однако ни одно из вышеуказанных предположений не имеет 100 % подтверждения.
Достоверно известно, что болезнь не проявляется как следствие:
- неадекватного воспитания ребенка;
- эмоциональных травм, полученных в раннем возрасте;
- жизненного опыта детей.
Симптоматика
Основными клиническими проявлениями принято считать такие симптомы:
- проблемы с невербальной коммуникацией;
- однотипное поведение и монотонные действия;
- заторможенная моторика;
- стереотипизированная речь;
- узконаправленные, но глубокие интересы.
У пациентов с подобным диагнозом нередко развиваются социальные трудности, но уровень интеллекта средний или выше среднего.
Чаще проявления отклонения становятся заметными, начиная со 2–3 года жизни ребенка. Признаки:
- повышенное спокойствие или, наоборот, чрезмерная раздражительность, подвижность;
- проблемы с засыпанием;
- частые ночные пробуждения;
- чувствительность сна;
- избирательность в питании;
- задержка речевой активности — часто такие дети начинают разговаривать не раньше 4 лет;
- плохая адаптация к новым условиям, например, посещение детского сада;
- отказ от контакта со сверстниками;
- частая подверженность инфекционным и воспалительным болезням;
- неспособность выражать собственное эмоциональное состояние;
- предпочтение общества взрослых или лиц младшего возраста;
- непрогнозируемость поведения;
- бестактность.
У подростков отмечают развитие депрессивного состояния, мысли о суициде, наркотическую или алкогольную зависимость.
Среди особенностей интеллекта и вербального общения у детей с подобным расстройством стоит выделить такие состояния:
- недостаточное развитие абстрактного мышления;
- невозможность самостоятельно решать даже самые легкие задачи;
- проблемы с применением своих знаний на практике;
- постоянное пребывание в мире своих мыслей и фантазий;
- опережение речевого развития;
- медленная или, наоборот, ускоренная речь;
- присутствие речевых шаблонов;
- неспособность первому начать разговор или поддержать беседу;
- повышенная способность к изложению мыслей в письменном виде;
- семантическая дислексия.
Сенсорные и моторные особенности:
- повышенная восприимчивость к внешним раздражителям;
- стереотипность поведения;
- чрезмерная педантичность;
- строго определенные гастрономические пристрастия;
- присутствие необычных навязчивых страхов, например, боязнь дождя;
- нарушение моторных навыков и координации движений;
- неуклюжесть действий;
- нарушение осанки или походки.
При протекании подобного синдрома отмечается:
- невозможность понять действия, слова и поведение окружающих людей;
- необычная манера речи;
- непонимание невербальных знаков;
- чрезмерная увлеченность какой-либо темой.
Стоит отметить, что степень выраженности и присутствие тех или иных симптомов будет сугубо индивидуальным.
Сильные стороны людей, страдающих от синдрома Аспергера:
- внимание к деталям;
- логические рассуждения;
- одаренность в одной области;
- игнорирование мнения окружающих людей;
- ярко развитое визуальное восприятие;
- прямолинейность и честность;
- верность и отсутствие осуждения.
Проблемными областями принято считать:
- непонимание общей картины происходящего;
- невосприятие чужих эмоций;
- отсутствие мотивации к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
- трудности с выделением важной информации в разговоре;
- невозможность планирования долгосрочных задач.
Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными.
Диагностика
Выявить характерные черты заболевания могут родители, воспитатели в детском саду или учителя начальных классов, клиницисты из различных сфер медицины:
- педиатр;
- логопед;
- детский невролог;
- детский психолог.
Первичная диагностика:
- изучение истории болезни не только ребенка, но и его близких родственников;
- сбор и анализ жизненного анамнеза пациента;
- ознакомление с данными касательно протекания беременности;
- анкетирование родителей, близких, воспитателей или учителей;
- наблюдение за ребенком;
- специфические нейропсихологические тесты;
- детальный опрос родителей — для выяснения наличия и степени выраженности клинических признаков.
Чтобы исключить органические повреждения головного мозга, могут понадобиться:
- ЭЭГ;
- КТ;
- МРТ.
Лабораторные исследования не имеют диагностической ценности.
Окончательно подтверждается диагноз «высокофункциональный аутизм» детским или подростковым психиатром.
Лечение
Специфической терапии в настоящее время не существует. Лечение направлено на купирование некоторых клинических проявлений и нормализацию самочувствия.
Высокофункциональная форма аутизма предполагает прием таких медикаментов:
- нейролептики;
- транквилизаторы;
- антидепрессанты;
- успокоительные вещества;
- психостимуляторы;
- иммуномодуляторы.
Лечение в обязательном порядке должно включать такие пункты:
- работа логопеда с пациентом;
- выполнение упражнений лечебной гимнастики;
- физиотерапия;
- тренинги социальных навыков;
- когнитивно-поведенческая психотерапия.
Успех лечения во многом зависит от адекватного психологического и педагогического сопровождения больного.
Профилактика и прогноз
Высокофункциональный аутизм развивается по неизвестным в настоящее время причинам, поэтому специфической профилактики болезни не существует.
Снизить вероятность формирования отклонения можно, соблюдая такие рекомендации:
- консультирование у генетика — показано парам, решившим завести ребенка;
- контроль над адекватным протеканием беременности;
- постоянное наблюдение за гормональным фоном;
- исключение травм головного мозга;
- регулярное посещение педиатра;
- ежегодное прохождение всестороннего обследования в медицинском учреждении.
Прогноз синдрома в целом благоприятный — раннее обращение за квалифицированной помощью и полноценная терапия дают возможность людям, которым был поставлен диагноз «высокофункциональный аутизм», учиться в общеобразовательной школе, жить самостоятельно, трудиться на обычной работе, достигнуть колоссального успеха в интересующей области и завести собственную семью.
Следует учитывать, что отсутствие терапии приведет к усугублению детских проблем, связанных с синдромом, во взрослой жизни.
Читать нас на Яндекс.Дзен
При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.
Авитаминоз — это болезненное состояние человека, которое наступает в результате острой недостачи витаминов в организме человека. Различают весенний и зимний авитаминоз. Ограничений, что касается пола и возрастной группы, в этом случае нет.
...Апноэ – патологический процесс, обусловленный тем или иным этиологическим фактором, который приводит к кратковременной остановке дыхания во время сна. Ночное апноэ у новорождённых детей встречается довольно часто – до 60% случаев. У недоношенных малышей этот показатель доходит до 90%. В этом случае возможно как нарушение процесса дыхания, так и его остановка, но не более чем на 10 секунд. В большинстве случаев синдром ночного апноэ проходит через 3-5 недель.
...Воспалительные недомогания, которые сопровождаются проявлением постоянных болевых ощущений в суставах, называются артритом. По сути, артрит — это заболевание, которое способствует истончению хрящей суставов, изменению связок и суставной капсулы. Если заболевание не лечить, то происходит усугубление процесса, приводящее к деформации суставов.
...Атипичный аутизм (син. расстройство аутического спектра, инфантильный аутизм) – это психоневрологическое заболевание, которое вызывает нарушение восприятия и понимания окружающей действительности. Болезнь может привести к необратимой умственной отсталости или ЗПРР. Развитие такого патологического процесса обусловлено нарушением структур головного мозга, что в большинстве случаев носит необратимый характер.
...Безоар – патологический процесс, при котором в желудке образуются камень. Его размер может достигать в отдельных случаях до 20 см в диаметре. Образования могут быть единичными или множественными. Самым опасным является полное заполнение пространства желудка, в результате чего прекращается его функционирование.
...