Дисграфия

Дисграфия
Размер шрифта:
  • A -
  • A +
  • Reset
Время чтения: 4 минуты

Дисграфия – патологическое состояние, которое характеризуется расстройством процесса письма. С диагнозом дисграфия сталкиваются родители 50% младших школьников и 35% школьников средней школы. Кроме того, в 10% случаев эта патология развивается у взрослых людей, когда по каким-либо причинам у них нарушается работа высших психических функций.

Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обращайтесь к врачу.

Это расстройство неразрывно связано с таким расстройством, как дислексия – трудность во время чтения, поскольку чтение и письмо – это две составляющие одного психического процесса.

В младшем школьном возрасте заболевание не диагностируется, поскольку в этот период нервная система ребёнка ещё недостаточно сформирована. Однако уже в таком возрасте родители могут заметить незначительное отклонение в речевом развитии своих детей, поэтому следует внимательно относиться к любым отклонениям от нормы, которые могут в будущем привести к серьёзным проблемам в обучении.

Назвать дисграфию заболеванием было бы неправильно, поскольку патологией считается аграфия – полная неспособность к письменной деятельности. Дисграфия же – это лишь частичное нарушение этого вида деятельности, которое при соответствующей коррекционной работе может быть восстановлено до практически нормального уровня.

Сведений о том, что дисграфия полностью излечивается, нет – всё равно дети, а в последующем и выросшие из них взрослые, испытывают определённые трудности при письме (но трудности эти незначительны). Если же патологию не корректировать, тогда во время школьного обучения и во взрослом возрасте, люди могут столкнуться с серьёзными психологическими проблемами, связанными с осознанием своей неполноценности и насмешками окружающих.

Причины

На сегодняшний день причины дисграфии полностью не выяснены. Известно, что овладение навыками письма происходит при адекватной сформированности всех составляющих устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматической составляющей речи, её фонетического восприятия и связной речи.

К появлению отклонения приводит нарушения формирования головного мозга в утробе матери или же его поражения. В частности, у женщин с патологической беременностью чаще наблюдается рождение детей, у которых в последующем наблюдаются признаки дисграфии в той или иной степени выраженности. Также у ребёнка может развиться патология в том случае, если он:

  • пережил родовую травму или асфиксию;
  • переболел менингитом или энцефалитом;
  • болел тяжёлыми инфекционными патологиями или соматическими заболеваниями.

Все эти причины приводят к истощению нервной системы ребёнка, из-за чего не происходит своевременное развитие психических функций и развивается дисграфия.

Также на развитие этого отклонения влияют социально-психологические факторы. В частности, педагогическая запущенность может привести к тому, что ребёнок вовремя не откорректировал свои письменные навыки, и у него развилась дисграфия. Кроме того, к факторам риска относятся:

  • проживание в двуязычной семье;
  • нехватка речевых контактов;
  • неоправданное раннее обучение ребёнка письму, когда его нервная система ещё не готова к этому;
  • невнимание родителей к ребёнку.

Существует и фактор наследственной предрасположенности к такой патологии, как дисграфия. Кроме того, дети с различными функциональными нарушениями органов зрения или слуха также подвержены развитию этого нарушения во время школьного обучения.

Если говорить о взрослых, то причинами развития этого отклонения могут быть травмы головы, пережитые инсульты, нейрохирургические вмешательства, а также опухолевидные процессы в мозгу.

Симптоматика

Существует несколько разновидностей такого расстройства, как дисграфия, которые характеризуются теми или иными проблемами, возникающими при письме.

Специалисты выделяют такие формы нарушения, как: акустическая, артикуляторно-акустическая, агрофическая, оптическая дисграфия, а также нарушение, связанное с несформированностью языкового анализа.

В зависимости от формы, могут проявляться такие признаки дисграфии:

  • неспособность распознавать похожие звуки – п-б, д-т и прочие;
  • неспособность распознавать написание схожих графических элементов (З-Э, Р-Ь-Ы, И-Н);
  • недописывание окончания слов;
  • замена местоположения слогов (окно-онко);
  • неспособность применять на письме согласование падежей (добрый мама, на машина);
  • неспособность писать отдельно или вместе предлоги (при ходить, принем).

Все эти симптомы требуют консультации специалиста. Очень важно провести дифференциальную диагностику данной патологии от обычной неграмотности, которая может быть следствием психологической запущенности, что сделать может только квалифицированный логопед. В случае если это дисграфия – диагностика показывает выраженные ошибки, имеющие стойкий характер.

Коррекция

На сегодняшний день специалисты сходятся во мнении, что предотвратить развитие этого отклонения невозможно, но можно ещё до поступления ребёнка в школу определить, что у него имеются некоторые нарушения психических функций.

Поэтому лечение дисграфии заключается в проведении коррекционной работы с ребёнком опытным логопедом, однако предварительно нужно обследоваться у невропатолога, окулиста и детского ЛОРа, чтобы исключить наличие у него функциональных патологий.

Существует множество методик, позволяющих исправить те или иные недостатки письма у ребёнка. Однако заниматься самостоятельно с ребёнком, как делают многие родители – это значит, потерять драгоценное время, поскольку только опытный специалист может так подобрать для него программу коррекции, что получит оптимальный результат за короткий период.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?
Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания
Да
Нет
Читать нас на Яндекс.Дзен
Джозеф Аддисон

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

К какому врачу обратиться
С подозрением на заболевание или состояние «Дисграфия» следует обращаться к доктору со специализацией: Логопед.
Заболевания со схожими симптомами:
Общее недоразвитие речи (совпадающих симптомов: 1 из 6)
Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.

...