Эрадикация митохондрий приводит к омоложению на клеточном уровне

Опубликовано: 06.02.2016

Впервые ученые показали, что митохондрии – «электростанции» клеток, имеющие решающее значение для старения, удаленные из клеток человека, способствуют понижению уровня маркеров клеточного старения, вызывая процесс омоложения.

Руководитель исследования доктор Жоао Пассос, из Института старения при университете Ньюкасла в Великобритании, и его команда говорят, что их выводы проложат путь для новых стратегий омоложения.

Они публикуют свои выводы в издании «The EMBO Journal».

Процесс старения, как полагают, вызван различными формами повреждения, которым наши клетки подвержены больше тогда, как мы становимся старше.

Клеточное старение связано с таким повреждением, когда определенные клетки потеряли способность к размножению. В результате чего возрастает повреждение окружающих здоровых тканей, производя повышенные уровни активных форм кислорода (АФК) – процесс известен как окислительный стресс.

Для их исследования, доктор Пассос и его коллеги задались целью получить лучшее понимание роли митохондрий в клеточном старении и процессе старения.

Митохондрии генерируют химическую энергию в клетках, что позволяет им выполнять свою работу. Предыдущие исследования также связали митохондрии с АФК. Хотя исследовательская группа отмечает, что другие исследования связывают продукцию АФК из немитохондриальных источников и производят противоречивые результаты.

Команда решила провести серию генетических экспериментов, в которых они вырастили человеческие клетки в лаборатории с удаленными почти всеми митохондрии для мониторинга воздействия.

Исследователи объясняют, что клетки обычно используют процесс, называемый митофагия для того, чтобы искоренить неисправные митохондрии. В этом исследовании, доктор Пассос и его коллеги «обманом» привели к активизации митофагии на гораздо более высоком уровне, что позволяет им устранить подавляющее большинство митохондрий в процессе старения клеток.

Ученые обнаружили, когда митохондрии были удалены из стареющих клеток, это вызвало процесс омоложения; маркеры клеточного старения – включая ROS, воспалительные молекулы и некоторые экспрессии генов – упали до уровней, которые были сопоставимы с теми, которые рассматривается в более молодых клетках.

Доктор Пассос говорит, что результаты являются очень удивительными и интересными, отметив, что, в то время как ученые уже знали, что митохондрии играют роль в процессе старения, они изо всех сил пытались определить, в какой степени они этому способствовали.