Сигматизм
- A -
- A +
- Reset
- Искажение произношения свистящих звуков
- Нарушение звукопроизношения
- Нарушение речи
- Приоткрытый рот
- Шепелявость
Сигматизм (шепелявость) – патология у детей младшего дошкольного возраста, при которой происходит искажение произношения свистящих звуков. Чаще всего данное нарушение речи встречается у детей в период формирования речевых навыков. В особенности сложно ребенку произносить звуки «р» и «с».
У взрослых людей свистящий сигматизм встречается крайне редко, но не исключается. Клиническая картина такого нарушения довольно хорошо проявляется и проблем с постановкой диагноза, как правило, не возникает.
Лечение осуществляется посредством консервативных мероприятий – требуется коррекция речи, занятия с логопедом. В большинстве случаев исправление такой патологии возможно путем выполнения специальных упражнений.
Этиология
Причины того, что у ребенка развивается сигматизм, следующие:
- врожденные патологии речевого аппарата;
- передний открытый прикус;
- слабость кончика языка;
- аденоидные разращения;
- хронические заболевания верхних дыхательных путей, из-за которых у малыша постоянно приоткрыт рот;
- нарушение иннервации языка;
- слабость мышц одной половины языка.
Патогенез данного нарушения может выглядеть следующим образом:
- Кончик языка упирается в нижние зубы, а передняя часть языка немного вытянута. Из-за этого происходит образование узкой щели между языком и верхними зубами спереди.
- Кончик языка располагается между верхними и нижними зубами.
- Во время произношения звука «с» малыш не до конца растягивает зубы, а язык находится при этом глубоко в полости рта, что и приводит к неправильному произношению свистящих звуков.
Если вовремя обнаружить патологию и начать ее комплексное лечение, то можно избежать развития тяжелых осложнений и даже полностью убрать такое нарушение.
Классификация
Различают следующие виды сигматизма:
- межзубный сигматизм;
- боковой сигматизм;
- призубный сигматизм;
- губно-зубной сигматизм;
- парасигматизм.
Клиническая картина будет зависеть от того, какая именно форма патологического процесса имеет место.
Симптоматика
При нарушении межзубного типа клиническая картина характеризуется следующим образом:
- вместо звука «с», будет слышаться английский звук «t»;
- в момент произношения кончик языка располагается между верхним и нижним зубным рядом;
- не происходит образование желобка посредине языка;
- тактильно малыш ощущает теплую волну воздуха.
При боковом сигматизме клиническая картина будет следующая:
- вместо свистящего звука «с», слышится хлюпающий звук;
- один край языка располагается вверху, а второй бок располагается внизу;
- направление воздушной струи происходит вбок;
- присутствует опущение одного уголка губ;
- зубы раскрыты больше, чем следует.
При губно-зубной форме такого нарушения присутствует симптоматика следующего характера:
- звук «с» будет звучать как «х»;
- во время произношения губы недостаточно растянуты;
- небо находится в опущенном состоянии, язык находится глубоко в ротовой полости;
- воздушная струя выходит через нос.
Родителям необходимо очень внимательно относиться к тому, как развивается речь их детей. При возникновении первого же симптома надо незамедлительно обращаться за помощью к логопеду, так как промедление приведет только к усугублению проблемы, решить которую в дальнейшем будет намного сложнее.
Диагностика
Осмотр малыша проводит логопед. В отдельных случаях дополнительно может понадобиться консультация отоларинголога.
Диагностическая программа основывается на следующих мероприятиях:
- специалист проводит осмотр ротовой полости;
- будет диагностирована слабость кончика языка или половины мышцы;
- диагностируется открытый прикус;
- у ребенка может быть постоянно приоткрыт рот.
Консультация отоларинголога понадобится обязательно в том случае, если предположительной причиной такого нарушения речи является разрастание тканей, патологические процессы в области верхних дыхательных путей.
Лечение
Важно! Родителям без предписания врача настоятельно не рекомендуется проводить с ребенком какие-либо логопедические упражнения. Это может только усугубить характер нарушения, что приведет к необратимым патологическим процессам.
Врач может порекомендовать следующее:
- Если диагностируется межзубной сигматизм, то проводятся упражнения для укрепления мышц языка. Также врач назначает дополнительные упражнения для правильного произношения звуков.
- Коррекция бокового сигматизма направлена на расширение языка и укрепление его боковых краев. Ребенок должен научиться правильно направлять воздушную струю во время произношения звуков.
- При губно-зубной форме нарушения все упражнения должны быть направлены на то, чтобы ребенок правильно формировал речевой вдох во время произношения звуков.
В большинстве случаев упражнения должны проводиться не только с логопедом, но и дома с родителями. Поэтому родителям необходимо внимательно слушать рекомендации врача, регулярно выполнять все его предписания.
Следует понимать, что постановка правильного произношения звука – это еще не окончание лечения. Результат в обязательном порядке надо закрепить, так как только в таком случае можно говорить о правильной речи.
Возможные осложнения
Для здоровья ребенка патология такого характера опасности не представляет. Но если ее не устранить в раннем возрасте, то в дальнейшем такое нарушение приведет к неправильному произношению не только отдельных звуков, но и целых слов. Следует отметить и то, что во взрослом возрасте излечить такое заболевание очень сложно, а иногда практически невозможно.
Профилактика
Основой профилактики такой патологии является внимательное отношение родителей к тому, как развивается их ребенок:
- родителям нужно заниматься с ребенком, как только тот начинает говорить;
- если будет обнаружено неправильное положение языка во время произношения звуков, необходимо сразу же это исправлять.
При выявлении симптомов нарушения речи надо обязательно обращаться за помощью к логопеду, а не игнорировать проблему. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.
Читать нас на Яндекс.Дзен
При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.
Диастема – это недуг, который характеризуется развитием видимого межзубного промежутка, разделяющего центральные резцы. Верхний зубной ряд поражается в несколько раз чаще нижнего. Основные причины развития патологии остаются неизвестными, однако при изучении многих наблюдений клиницисты пришли к выводу, что основополагающим фактором является генетическая предрасположенность.
...Волчья пасть – аномальное строение неба, в середине которого хорошо виден разрыв. Такая патология является врождённой, при наличии которой новорождённые малыши не могут полноценно питаться и у них в некоторой мере нарушается дыхательная функция. Это обуславливается тем, что между полостями рта и носа отсутствует перегородка, от чего в нос попадает употребляемая еда и жидкость. С таким недугом рождается очень мало детей, на одну тысячу младенцев приходится только один, у которого наблюдается такой синдром.
...Гипертрофия аденоидов – это состояние, при котором носоглоточная миндалина становится больших размеров из-за гиперплазии лимфоидной ткани. Необходимо отметить, что гипертрофия миндалин сочетается с гипертрофией аденоидов, по сути, это одно и то же. Основными визуальными симптомами являются: открытый рот, заложенной нос, гнусавость в голосе, частые вирусные заболевания, регулярные отиты. Может также возникнуть тонзиллит или другое заболевание.
...Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.
...Олигофрения (или умственная отсталость, малоумие) подразумевает под собой определение группы патологий, отличающихся между собой особенностями этиологии и патогенеза, при которых речь идет врожденных или приобретенных в период раннего детства формах недоразвития психики. Олигофрения, симптомы которой проявляются, прежде всего, в форме поражения разума по причине остановки развития личности на фоне патологического развития головного мозга, помимо этого отражается на волевых и эмоциональных качествах больного, его моторике и речи.
...