Химические вещества в пищевой упаковке могут повредить детские зубы

Опубликовано: 02.06.2016

Раннее воздействие двух химических веществ, которые часто встречаются в упаковке пищевых продуктов и фунгицидов может привести к повреждению зубов у детей, которые никогда не смогут восстановиться.

Ведущий автор исследования доктор Катя Джедиан из Французского Национального Института Исследования Здоровья (INSERM) и коллеги обнаружили, что воздействие бисфенола А (BPA) и винклозолина может блокировать работу гормонов, ответственных за рост зубной эмали.

Исследователи недавно представили свои выводы на Европейском Конгрессе Эндокринологии в Мюнхене, Германия.

BPA и винклозолин были идентифицированы как эндокринные деструкторы (ЭД) в многочисленных исследованиях. Это означает, что они могут мешать функционированию гормонов в организме млекопитающих, увеличивая риск репродуктивных проблем, рака, врожденных дефектов, а также различных других состояний.

BPA используется в производстве некоторых видов пластмасс и смол, многие из которых используются в производстве упаковок для пищевых продуктов и напитков. В то же время винклозолин является фунгицидом, который используется для защиты виноградников, садов и полей для гольфа.

Исследователи отмечают, что предыдущие исследования на животных показали, что ЭД может быть связано с состоянием, названным мольная деминерализация резца (MIH) , которая, по оценкам, затрагивает до 18% детей в возрасте 6-9 лет.

При MIH возникают необратимые дефекты эмали в первых постоянных зубах, чаще всего молярах и резцах. Дети подвержены большему риску развития кариеса. Их зубы могут быть кремовыми, желтыми, коричневыми и хрупкими.

Для исследования ученые провели два эксперимента. Команда подвергла крыс воздействию только BPA или комбинации BPA и винклозолина в течение 30 дней от рождения. Дозы были эквивалентны средней суточной дозе, которой будет подвергаться человек.

При анализе клеток зубок они обнаружили  измененную экспрессию двух генов, KLK4 и SLC5A8, которые регулируют минерализацию зубной эмали.

После, ученые культивировали адамантобласты клеток крыс, которые являются клетками, откладывающимися в эмали во время развития зубов. Они обнаружили, что эти клетки содержат половые гормоны: эстроген и тестостерон, что увеличивает экспрессию генов, которые производят зубную эмаль. Также тестостерон повышает экспрессию генов KLK4 и SLC5A8.

Известно, BPA и винклозолин, ингибируют действие половых гормонов, значит, химические вещества могут привести к MIH, блокируя гормоны, нужные для развития эмали.