Подбор врача и запись по телефонам
7 (499) 519-32-81, 7 (812) 409-93-64

Задержка психоречевого развития: симптомы и лечение

Задержка психоречевого развития

Задержка психоречевого развития - основные симптомы:

  • Перепады настроения
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Нарушение координации движения
  • Агрессивность
  • Нарушение концентрации внимания
  • Гиперактивность
  • Избегание общества
  • Ребенок не поворачивается к источнику звуков
  • Трудности в распознании речи
  • Преобладание наглядно образной памяти
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Отсутствие собственной речи
  • Нарушение логического мышления
  • Искажение артикуляции звуков
  • Нарушения письма
  • Склонность к стереотипному поведению
  • Ребенок не произносит слова самостоятельно
  • Инфантильность
  • Плохое развитие слухового восприятия
  • Мозаичность запоминания материала

Задержка психоречевого развития – заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребёнка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга. Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80. Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребёнка.

Следует отметить, что грубая задержка психоречевого развития чаще всего диагностируется у детей после 5 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте ребёнок начинает активно общаться с окружающими и должен адаптироваться социально. Поэтому очень важно своевременно обращать внимание на все проблемы в развитии малыша.

Этиология

Клиницисты отмечают, что задержка психоречевого развития практически никогда не является самостоятельным заболеванием. В преобладающем количестве случаев — это следствие патологических процессов центральной нервной системы, в частности головного мозга.

В целом выделяют такие заболевания, которые могут привести к развитию этого расстройства:

К предрасполагающим факторам для развития такого расстройства у детей следует отнести:

  • перенесённые инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • неправильный образ жизни будущей матери во время вынашивания ребёнка – курение, распитие спиртных напитков, приём наркотических средств, нервные переживания, стрессы;
  • травмы ребёнка при родах, тяжёлая беременность;
  • перенесённые ребёнком тяжёлые заболевания в раннем возрасте (до 2–3 лет);
  • сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • тяжёлая психологическая травма;
  • генетические, хромосомные заболевания, которые приводят к торможению развития;
  • неправильное воспитание ребёнка – чрезмерная опека или, напротив, грубое обращение, моральное и физическое насилие малыша.

Следует понимать, что сама по себе ЗПРР — это следствие определённых патологических процессов или психиатрических заболеваний. Поэтому изначально нужно устранять первопричинный фактор.

Симптоматика

Симптомы задержки психоречевого развития у детей
Симптомы задержки психоречевого развития у детей

В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет. О нарушениях развития речи могут говорить такие признаки:

  • отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года;
  • неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1,5 лет;
  • ребёнок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет;
  • в возрасте 2,5–3,5 лет ребёнок не может соединять осмысленно слова в целые фразы;
  • искажение артикуляции некоторых звуков;
  • речевая инактивность;
  • практически полное отсутствие собственной речи, начиная с трёх лет. Малыш может только повторять заученные фразы не осмысленно, которые чаще всего слышит в своём окружении.

Со стороны психического нарушения возможно проявление такой общей клинической картины:

  • слуховое восприятие развито хуже, чем зрительное;
  • ребёнку сложно объяснить то, что он хочет, он испытывает трудности с формированием целостных образов;
  • концентрация на определённых предметах или ситуациях у ребёнка вызывает затруднение;
  • может присутствовать синдром гиперактивности;
  • мозаичность запоминания материала;
  • наглядно-образная память преобладает над вербальной;
  • низкая мыслительная активность;
  • ребёнок не может сделать самостоятельно вывод, построить простейшую логическую цепочку, объяснить то, что он сказал без помощи взрослого;
  • дислексия;
  • дисграфия (нарушение письменной речи);
  • аффективные реакции;
  • инфантильность;
  • резкая смена настроения;
  • эмоциональная нестабильность;
  • двигательная неловкость, недостаточность координации движений.

Проявления ЗПРР необходимо диагностировать с элементами аутизма. В таких случаях патологический процесс может дополняться следующими аутичными симптомами:

  • ребёнок склонен к приступам агрессии не только относительно окружающих, но и себя. При недовольстве или прочих провоцирующих факторах малыш может себя бить, кусать, причинять другое физическое воздействие;
  • не вступает в эмоциональный контакт с окружающими, в том числе и близкими людьми. В некоторых случаях ребёнок может не реагировать позитивно даже на родителей;
  • склонен к стереотипному поведению — длительное время может монотонно совершать одни и те же движения или действия;
  • избегает общества сверстников, при нахождении в незнакомом помещении может истерить, плакать;
  • не знает, как обращаться с игрушкой, может использовать её не по назначению, не проявляет интереса к новым игрушкам и развлечениям;
  • не понимает обращённой к нему речи.

При наличии даже 1–2 вышеназванных симптомов, следует обращаться за медицинской помощью к логопеду и детскому психоневрологу. Следует понимать и то, что наличие некоторых вышеописанных признаков ещё не говорит о том, что у ребёнка ЗПРР, однако, исключать этот фактор также не стоит. Своевременная диагностика существенно повышает шансы на полное выздоровление.

Диагностика

В этом случае требуется консультация группы специалистов — педиатра, невролога, детского отоларинголога, детского психиатра и психолога, логопеда. Обязательно проводится физикальный осмотр пациента со сбором не только семейного анамнеза, но и анамнеза жизни и заболевания.

Инструментальная диагностика включает в себя следующие методы:

  • дуплексное сканирование артерий головы;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • нейропсихологическое тестирование.

Лабораторные инструменты диагностики, в этом случае, проводятся лишь по показаниям.

Также обязательно прохождение дополнительных методов обследования – психодиагностика и оценка речевого развития. В этом случае могут проводиться:

  • диагностическое обследование речи;
  • денверский тест психомоторного развития;
  • шкала психомоторного развития по Гриффитс;
  • диагностика по шкале Бейли;
  • шкала раннего речевого развития.

Следует отметить, что клинические проявления у детей с задержкой психоречевого развития в пять лет могут быть проявлением и других заболеваний. Поэтому в некоторых случаях требуется проведение дифференциальной диагностики для того, чтобы подтвердить или исключить наличие таких заболеваний:

  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • олигофрения;
  • элективный мутизм;
  • общее недоразвитие речи 1–4 уровня.

На основании полученных результатов обследований, врачами ставится диагноз, избирается наиболее эффективная тактика лечения, и даются общие рекомендации родителям.

Лечение

Как лечить это заболевание правильно, может сказать только квалифицированный медицинский специалист-психоневролог. В этом случае, лечение должно начинаться как можно раньше и только комплексно.

Приём медикаментов сводится к минимуму. В зависимости от текущей клинической картины врач может назначить такие препараты:

  • седативные;
  • ноотропные;
  • витаминно-минеральный комплекс.

Основа лечения должна состоять из физиотерапевтических процедур, занятий у логопеда и детского психолога. Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребёнком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребёнка.

Что касается физиотерапевтических процедур, то чаще всего назначают магнитотерапию – это позволяет активизировать работу коры головного мозга.

Аппарат для магнитотерапии
Аппарат для магнитотерапии

Кроме этого, могут быть показаны:

  • лечебная физкультура — занятия в спортзале, плаванье;
  • арт-терапия;
  • курсы мануальной терапии.

Лечение также может проходить и в домашних условиях — врач может расписать комплекс упражнений и рекомендаций, которые родители должны выполнять вместе с ребёнком. Это развитие мелкой и крупной моторики, а также развивающие игры, которые направлены на улучшение памяти и внимания.

Важно понимать, что такие занятия должны проводиться регулярно и продолжительно. Кроме этого, очень важно то, какая психоэмоциональная обстановка в окружении ребёнка. Малыша следует оградить от стрессов, психологического давления, эмоциональных перегрузок, и тем более морального и физического насилия.

Кроме расписанных врачами занятий, следует принимать во внимание и общие рекомендации:

  • питание ребёнка должно быть полноценным, сбалансированным, своевременным и регулярным;
  • обязательны прогулки на свежем воздухе ежедневно;
  • активные, подвижные игры;
  • взаимодействие малыша с окружающими людьми, его социальная адаптация.

Следует понимать, что чем раньше будет начата терапия этого расстройства, тем выше шансы того, что ребёнок дойдёт до нужного уровня развития и социально адаптируется. В то же время, нужно понимать, что лечение этого заболевания может длиться не один год.

Прогноз и профилактика

Прогноз будет зависеть от этиологии заболевания и того, на какой стадии было начато активное лечение. Что касается профилактики, то следует выделить такие рекомендации:

  • систематическое обследование у детского логопеда, невролога, психолога;
  • исключение травм головы и ЦНС;
  • своевременное и правильное лечение всех заболеваний;
  • ведение здорового образа жизни во время беременности.

Если в семейном анамнезе присутствуют генетические хромосомные заболевания, то рекомендуется перед зачатием ребёнка проконсультироваться у генетика.

Поделиться статьей:

Если Вы считаете, что у вас Задержка психоречевого развития и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: невролог, психолог, логопед.

Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.


Заболевания со схожими симптомами:
Шизофрения (совпадающих симптомов: 4 из 20)

Шизофрения, как указывают данные статистики, является одной из наиболее распространенных в мире причин, приводящих к инвалидности. Сама по себе шизофрения, симптомы которой характеризуются серьезными нарушениями, связанными с процессами мышления и с эмоциональными реакциями, является психическим заболеванием, большинство случаев проявления которого отмечается с подросткового возраста.

...
Болезнь Альцгеймера (совпадающих симптомов: 3 из 20)

Болезнь Альцгеймера – это заболевание головного мозга дегенеративного характера, проявляющееся в форме прогрессирующего снижения интеллекта. Болезнь Альцгеймера, симптомы которой некогда впервые были выделены Алоисом Альцгеймером, немецким психиатром, представляет собой одну из наиболее распространенных форм деменции (приобретенного слабоумия).

...
Нервный срыв (совпадающих симптомов: 3 из 20)

Нервный срыв заключает в себе острый приступ тревоги, в результате которого происходит серьезное нарушение привычного для человека образа жизни. Нервный срыв, симптомы которого определяют это состояние к семейству психических расстройств (неврозов), возникает в таких ситуациях, при которых больной находится в состоянии внезапного или чрезмерного стресса, а также стресса длительно текущего.

...
Послеродовая депрессия (совпадающих симптомов: 3 из 20)

Послеродовая депрессия, как указывают данные статистики, является состоянием, с которым сталкивается примерно 5-7 женщин из 10 после родов. Послеродовая депрессия, симптомы которой отмечаются у женщин основной группы репродуктивного возраста, заключается в повышенной чувствительности, которая, в свою очередь, проявляется в целом «букете» соответствующих проявлений. Об особенностях послеродовой депрессии и о том, как с ней бороться – наша сегодняшняя статья.

...
Гипотрофия (совпадающих симптомов: 3 из 20)

Гипотрофия у детей – патологическое нарушение прироста массы, которое сказывается на общем развитии (физическом и психологическом). Также наблюдается снижение тургора кожи и задержка в росте. Как показывает медицинская практика, такой недуг встречается у детей до 2 лет.

...

Обсуждения:
Джозеф Аддисон

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

невролог принимает
Адрес: Москва, ул. Краснодарская, д. 52, корп. 2
Телефон: +7 (499) 116-82-07
Адрес: Москва, ул. Ярославская, д. 4/8
Телефон: +7 (499) 969-23-38
Адрес: Москва, ул. Фестивальная, д. 4
Телефон: +7 (499) 969-23-58
Адрес: Москва, 2-й Боткинский пр-д, д. 8
Телефон: +7 (499) 519-32-81
Адрес: Москва, ул. Ярцевская, д. 8
Телефон: +7 (499) 969-23-38
Адрес: Москва, Хорошёвское ш., д. 80
Телефон: +7 (499) 519-32-81
Адрес: Москва, ул. Псковская, д. 9, корп. 1
Телефон: +7 (499) 969-23-63
психолог принимает
Адрес: Москва, ул. Кибальчича, д. 2, корп. 1
Телефон: +7 (499) 519-32-81
Адрес: Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 1
Телефон: +7 (499) 969-23-58
Адрес: Москва, ул. Фестивальная, д. 4
Телефон: +7 (499) 969-23-58
Адрес: Москва, ул. Воротынская, д. 4
Телефон: +7 (499) 519-32-81
Адрес: Москва, ул. Ярославская, д. 4/8
Телефон: +7 (499) 969-23-38
Адрес: Москва, ул. Маросейка, д. 6-8, стр. 4
Телефон: +7 (499) 969-23-63
Адрес: Москва, Хорошёвское ш., д. 80
Телефон: +7 (499) 519-32-81
Наша группа ВКонтакте
Приглашаем врачей
Приглашаем практикующих врачей для консультирования посетителей сайта SimptoMer.RU - узнать подробнее.
X

Уважаемый посетитель!
Приглашаем вас вступить в нашу группу. Только проверенная и интересная информация по медицине и здоровью.